Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
*Пожалуйста, заполните все поля, они обязательны.








Аннотация к рабочей программе по литературному чтению

«Начальная школа ХХI века» (4 класс)

Рабочая программа по «Литературному чтению» (предметная область «Филология») для 4 класса составлена на основе ООП НОО МБОУ«Школа№73» г.Н.Новгорода, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; на основе программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой с использованием примерной программы по «Литературному чтению» и авторских программ М.И.Омороковой, Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», с учетом межпредметных связей; логики учебного процесса, направленной на формирование образовательной среды способствующей нравственному, духовному воспитанию учащихся.

Цели программы по курсу литературное чтение в 4 классе:

- формирование читательской деятельности:

-овладение литературными представлениями и знаниями;

-освоение культуры речи.

Задачи программы по курсу литературное чтение в4 классе:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты освоения учебного предмета литературное чтение

-формирование необходимого уровня читательской компетентности;

-овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-умение пользоваться словарями и справочниками;

-умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану,

-составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

-умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Содержание курса «Литературное чтение» 4 класс

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

 Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.

 Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

 Дальнейшее формирование культуры предметного общения:

-умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

-способности критично относиться к результатам собственного творчества;

-способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

 Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

 Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

 Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

Формирование библиографической культуры

 Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по её элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.

 Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.

 Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

 Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

 роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

 участие воображения и фантазии в создании произведений;

 диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

 Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество

 Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка.

 Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах.

 Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

 Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование).

 Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Народная и авторская сказка.

 Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

 Взаимоотношения обрядов и праздников.

 Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

 Народная и авторская сказка.

 Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

 Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

 Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени.

Особенности поэзии.

 Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

 Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

 Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Рассказ.

 Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа

 Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

 Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом»

 Дальнейшее формирование умений устно и письменно

 Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).

 Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для 4 класса, включающими учебники:

  1. ЕфросининаЛ.А., М.И.Оморокова Литературное чтение: 4 класс (часть 1): учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова]. – 3-е изд., перераб. – М. :Вентана-Граф, 2015.-160с.:ил.
  2. ЕфросининаЛ.А., М.И.Оморокова Литературное чтение: 4 класс (часть 2): учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова]. – 3-е изд., перераб. – М. :Вентана-Граф, 2015.-160с.:ил.