Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
*Пожалуйста, заполните все поля, они обязательны.








Аннотация к рабочей программе по ИЗО

5 класс (ФГОС)

 1. Рабочая программа для 5 класса. 

Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013)  . Учебно – методический  комплект  рекомендован Министерством  образования  РФ  / -М. :  Вентана – Граф, 2013.

2.   Общая характеристика учебного предмета. 

         Определяющими характеристиками данной программы являются  интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.  Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития   ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также  педагогические подходы и методологические основания программы  опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,  разработанной в Учреждении Российской академии образования  «Институт художественного образования».      Данная программа учитывает передовой опыт современных  направлений педагогики искусства в области художественного  образования школьников, научно-методические концепции, технологии  обучения, а также изменения культурного пространства России,  появление новых имен, тенденций, произведений искусства.      Современный уровень социокультурного развития общества  диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик  становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных  программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих  полихудожественное развитие школьников.

3. Целью уроков изобразительного искусства 

в основной школе  является реализация фактора развития, формирование у детей целостного,  гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой  деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с  искусством; формирование духовных начал личности, воспитание  эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;  нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему  народу, к многонациональной культуре.

4.  Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

     Углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;

     Освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.

•   воспитание  устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение  нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и  формирование художественных и эстетических предпочтений; •  развитие  способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому  восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов  искусства;

развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала,  побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности; •  освоение  разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов  работы с художественными материалами, инструментами , техниками. •   овладение  умением пользоваться выразительными средствами изобразительного  искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их  желания выразить в своем творчестве свои представления об  окружающем мире; •  развитие опыта художественного восприятия произведений  искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.       Фактор развития реализуется в программе посредством развития  дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности  самостоятельной художественнотворческой деятельности школьника,  восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия  и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.        Основой всего педагогического процесса в преподавании  изобразительного искусства является органическое единство учебного и  воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с  другими образовательными дисциплинами.

 5.  Место  изобразительного  искусства  в  учебном  плане.

          В  соответствии  с   учебным  планом  для основного общего образования .Данная  рабочая  программа  рассчитана  на  35  часов  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  35  учебных  недель ).  

 6.   Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения  курса ИЗО в 5 классе:

Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Личностные УУД 1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; 2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;  3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;  4. формирование духовных и эстетических потребностей;  5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;  6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;  7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы  8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности  Регулятивные УУД 1. Проговаривать последовательность действий на уроке. 

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.  3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.  5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.  Познавательные УУД 1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).  3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.  7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;  Коммуникативные УУД 1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:  а) донести свою позицию до собеседника;  б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).  2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.  3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.  5. Учиться согласованно работать в группе:  а) учиться планировать работу в группе;  б) учиться распределять работу между участниками проекта;  в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;  г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) 6.При  реализации  данной  рабочей  программы  основное  внимание  будет  уделяться  формированию  универсальных  учебных  действий  (УУД)  через  использование  (применение)  следующих  педагогических  технологий,  в  т.ч.  инновационных:  Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: 1. Педагогика сотрудничества 2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: 1. Игровые технологии 2. Проблемное обучение 3. Технологии уровневой дифференциации 4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) 5. Групповые технологии 6. Компьютерные технологии обучения Частнопредметные педагогические технологии: Природосообразные технологии

1. Технология саморазвития (М. Монтессори) Технологии развивающего обучения: 1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 2. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 3. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что  отражено  в  календарно-тематическом  планировании.  4. Ключевой  задачей  при  реализации  данной  программы  будет  являться  здоровьесбережение,  так  как  оно  как  никогда  актуально  в  учебно-воспитательном  процессе  и   формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.       Новизна  разработанных  требований  в  соответствии  с  ФГОС  предполагает  приоритет  системно-деятельностного  подхода  к  процессу  обучения,  что  определяет  не  только  освоение  обучающимися  предметных  умений,  но  и  развитие  у  них  общих  учебных  умений  и  обобщённых  способов  деятельности,  связанных  с  формированием  познавательной,   информационной  и  коммуникативной  компетентности.       Взаимосвязь урока «Изобразительное искусство»  осуществляется с внеурочной деятельностью и изостудией, где ребята закрепляют и пробуют полученные знания в практической деятельности.     Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности,  на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных  универсальных учебных действий (УУД).     Нацеленность  обучения   ИКТ    отражена  в  календарно-тематическом планировании.   ИКТ-технологии  будут  использоваться  на  всех  этапах,  как  при  подготовке  урока,  так и  в  его  процессе:  при  объяснении,  закреплении,  повторении,  систематизации.  Преимуществами  использования  ИКТ  является: индивидуализация  обучения.      Особое внимание при  реализации  данной  рабочей  программы  будет  уделено  формированию  проектного  мышления  как  ключевой  компетентности.  Ввиду  этого  в  календано-тематическом  планировании  отражена  организация  проектной  деятельности  на  уроке.  

 7. Планируемые результаты изучения учебного предмета ИЗО:

 1. Духовное возвышение ребенка.  2. Действие, радость, увлечение школьника работой. 3. Живое общение с искусством.  4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. 5. Опора на региональный компонент в обучении.  6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. 7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,  8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.  9. Активное творчество самих детей. 

 8.  Содержание учебного предмета ИЗО

 Глава 1. Природа и человек  «Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»; Природа и художник Импровизация в графическом материале . ТВ. Композиция «Звучащая музыка в картине художника» Человек — природа — культура  Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе». Пространство и время. Многомерность мира  Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество.

 Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве  Зодчество Графическая композиция: «эскиз космического комплекса на Луне или Марсе»  Образы старинной архитектуры Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики. Конструктивные особенности архитектуры «Сочетание разных геометрических форм» Объёмные формы в изобразительном искусстве  Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки  Штрих в изобразительном искусстве  Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка.  Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)  Сочинение натюрморта для литературного персонажа.  Перспектива в открытом пространстве  Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой мы жили в древнем городе».  

 

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции  Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира  Мифы Древней Греции  Рисование в любой выбранной технике одного из античных чудовищ Скульптура Древней Греции  Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта. Рисуем человека по древнегреческим канонам  Создание коллективной композиции «Люди за работой», Чернофигурные вазы Древней Греции  Роспись чернофигурной вазы.

 Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре Славянские мифы о сотворении мира  Работа по воображению.Создание своего образа Вселенной — стелы, в основе которой фигура человека. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек  Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора. Былинный образ Русской земли.  Бескрайние просторы Древней Руси: вид с высоты птичьего полёта. Илья Муромец и Соловей-разбойник  Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьёмразбойником.  Народный костюм.  Головной убор  Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике.   Народный костюм. Одежда  Создание графического эскиза народного костюма: мужского или женского (по выбору). Народные праздники. Святки  Изготовление маски к народному празднику Святки.

Масленица  Создание макета трёхгранной свечи-фонарика

 Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство Этнографический музей  Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве  Печные изразцы  Создание изразца в объёме с рельефным изображением. Расписывание изразцов  Печь в интерьере дома.  Прядение — вид народного ремесла  Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых.  Прялка  Создание эскиза образа Богини-древа Кукла как часть народной культуры Создание эскиза куклы (игрушки), Делаем куклу-«закрутку» Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. Ткачество как вид народного искусства Создание эскизов рисунка ткани Вышивка  Эскиз рушника Лоскутное шитьё Коллективная композиция «Лоскутное одеяло». 

 Глава 6. Проекты и исследования Великие имена в искусстве  Беседы, размышления по поводу творчества художников.

         Программа открывает возможность реализации  интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

 9. Материально-техническое обеспечение предмета  «Изобразительное  искусство» компьютер, экран, проектор,наглядные постановочные образцы предметов быта, копии картин.

 Для достижения планируемых результатов программы по ИЗО имеется необходимое учебно-методическое и материально-технические обеспечение.